Рекомендации учителя-дефектолога
К 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько советов:
1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого пpeдложите ребёнку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук,
Например [C]: санки, весы, автобус;
[З]: заяц, коза;
[Ц]: цыплёнок, огурец, курица;
[Ш]: шапка, мышки, камыши;
[Ж]: жираф, лыжи;
[Щ]: щётка, ящерица, плащ;
[Ч]: чайник, туча, мяч;
[Л]: лопата, пила, дятел;
[Р]: рыба, корова, шар.
2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «лёгкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают её перед зеркалом, чтобы ребёнок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте по 5-10 раз, но следите, чтобы ребёнок не переутомлялся, занимался с желанием.
«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребёнку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы.
К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты;
С, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с];
Ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»;
Л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка;
Р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твёрдые, напряжённые.
5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте такие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик»; загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щёчки должны быть худенькие (не раздуваются). Вдох носом, выдох ртом.
Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Обязательно сходите на консультацию к дефектологу.
6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15 – 20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
7. Теперь следите, чтобы ребёнок произносил освоенный звук в своей самостоятельной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.
8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.
9. Случается, что ребёнок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причём не только эти буквы ребёнок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д – дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребёнком, в чём разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребёнком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.
Затем можно поиграть в другую игру: вы называете ребёнку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа: «Сушки на столе, шишки на сосне» или
Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Не забывайте ежедневно читать ребёнку книги. Даже малые зёрнышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.
Ребёнок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом ошибки; понимает сюжетную связь трёх картинок, составляет по ним рассказ, сказку.
свернуть