Советы дефектолога

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 

Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы,     ловкости и дифференцированности движений данного органа.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка

Указания к проведению артикуляционной гимнастики                   

     Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

     При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

     Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 Комплексы упражнений

     Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата:

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование губ в улыбке и трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование широкого и узкого языка.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх и вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам.

     После отработки упражнений первого комплекса логопед в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

II. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.

III. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.

IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука л.

V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звука р.

     Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

 

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога

Рекомендации учителя-дефектолога

К 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки – это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько советов:

1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого пpeдложите ребёнку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук,

Например [C]: санки, весы, автобус;

[З]: заяц, коза;

[Ц]: цыплёнок, огурец, курица;

[Ш]: шапка, мышки, камыши;

[Ж]: жираф, лыжи;

[Щ]: щётка, ящерица, плащ;

[Ч]: чайник, туча, мяч;

[Л]: лопата, пила, дятел;

[Р]: рыба, корова, шар.

2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «лёгкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают её перед зеркалом, чтобы ребёнок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте по 5-10 раз, но следите, чтобы ребёнок не переутомлялся, занимался с желанием.
«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.

«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.

«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.

«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).
4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребёнку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы.

К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты;

С, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с];

Ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»;

Л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка;

Р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твёрдые, напряжённые.

5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте такие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик»; загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щёчки должны быть худенькие (не раздуваются). Вдох носом, выдох ртом.

Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Обязательно сходите на консультацию к дефектологу. 

6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15 – 20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками. 

7. Теперь следите, чтобы ребёнок произносил освоенный звук в своей самостоятельной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

9. Случается, что ребёнок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причём не только эти буквы ребёнок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д – дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребёнком, в чём разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребёнком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.

Затем можно поиграть в другую игру: вы называете ребёнку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа: «Сушки на столе, шишки на сосне» или

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Не забывайте ежедневно читать ребёнку книги. Даже малые зёрнышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.

Ребёнок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом ошибки; понимает сюжетную связь трёх картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

свернуть